Современные каналы сбыта сельскохозяйственной продукции
Как и любой товар, сельскохозяйственная продукция производится с целью дальнейшей реализации. Для получения максимальной прибыли следует разработать оптимальную стратегию сбыта, которая в силу сельскохозяйственной специфики имеет некоторые особенности.
Сегодня сбыт сх продукции в основном осуществляется по следующим основным каналам:
-
Продажа сторонним организациям. Такой вид продаж еще называется косвенным. Покупателями могут выступать как оптовые посредники, так и перерабатывающие предприятия. При такой цепочке реализации покупатель не является последним звеном. Продукция проходит дальнейшую обработку, упаковку и реализуется, порой и через нескольких посредников. Эти манипуляции увеличивают стоимость конечного продукта, поэтому такой вариант не самый выгодный для покупателя.
-
Прямые продажи, в том числе продажа сх продукции бюджетным организациям, реализация на рынке или через собственные магазины, продажа на предприятия общественного питания, и т.д
-
Реализация по бартеру.
-
Заготовительные предприятия, в т.ч. закупки местной администрации.
Значительно сократившаяся в последние годы доля государственных закупок сельхоз продукции привела к необходимости перераспределения каналов реализации. Выбор конкретных способов сбыта сх продукции зависит от множества факторов, таких как специфика производства, его объем, развитости инфраструктуры рынка в регионе, возможности хранения готовой продукции и пр.
Особенности рынка сельскохозяйственной продукции
Существует ряд особенностей, отличающий сельскохозяйственную продукцию от других товаров, и при организации сбыта с/х продукции следует помнить о них:
-
зависимость от погодных и климатических условий, сезонность производства;
-
гарантированный спрос. Сельскохозяйственная продукция относится к основным продуктам питания, которые ежедневно употребляют в каждом доме;
-
ограниченный срок хранения. Продажа сх продукции должна происходить максимально быстро, в силу того, что большая ее часть является скоропортящейся;
-
сосредоточение основного объема спроса в городах;
-
возможность при производстве сельхозпродукции быстро ориентироваться на спрос. Нет необходимости постоянно производить один и тот же вид товара, можно легко переквалифицироваться при снижении покупательского интереса на другой продукт.